

Паспорт программы
№ п/п |
Наименование представляемой информации |
Информация, представляемая участником конкурса |
|
I. Общая информация об участнике конкурса |
|||
1.1. |
Наименование субъекта Российской Федерации |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Ханты-Мансийск |
|
1.2. |
Наименование органа или организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, адрес сайта |
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ханты-Мансийский комплексный центр социального обслуживания населения» Врио директора Митькина Алена Викторовна Адрес сайта: https://kcson.hmansy.socinfo.ru/about |
|
1.3. |
Фамилия, имя, отчество (при наличии), занимаемая должность |
Суворова Римма Юсуповна, методист |
|
II. Общая информация о практике |
|||
2.1. |
Наименование практики |
Программа социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в отделении – интернате малой вместимости, «В движении» (далее-программа) |
|
2.2. |
Целевая аудитория (на кого направлена практика) |
Женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет и инвалиды (инвалиды I, II групп старше 18 лет) |
|
2.3. |
Территория внедрения практики (организация, поселение, район, субъект Российской Федерации) |
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа -Югры Ханты-Мансийском комплексном центре социального обслуживания населения, г. Ханты-Мансийск |
|
2.4. |
Число лиц, на которых была распространена практика за последний год |
52 получателя социальных услуг |
|
III. Описание практики |
|||
3.1. |
Цели практики |
Повышение качества жизни участников программы посредством удовлетворения потребности в доступных видах социокультурной деятельности. |
|
3.2. |
Задачи практики |
1. Провести диагностику уровня психических и моторных функций граждан пожилого возраста и инвалидов с целью определения прогноза и объема предоставления социальных услуг; 2.Организовать и провести комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей участников программы в социокультурной деятельности, которая осуществляется в стационарной форме; 3. Осуществить оценку и анализ эффективности и результативности социально-реабилитационных мероприятий. |
|
3.3. |
Краткое описание практики |
Программа реализуется на базе БУ «Ханты-Мансийский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее-учреждение) в отделении — интернате малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов (далее-отделение), которое расположено в деревне Шапша. В отделении функционируют три сектора: -милосердия — 26 койко-мест; -геронтопсихиатрический — 22 койко-места; -сектор инвалидов трудоспособного возраста — 4 койко-места. На постоянной основе в отделении проживает 52 человека. Из них 41 человек граждане: -пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) – 11%; — инвалиды (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, имеющие I и II группу инвалидности) – 79%; — молодые инвалиды (старше 18 лет, имеющие I и II группу инвалидности) – 4%. Актуальность программы подтверждается процессами времени, технологии работы по данному направлению не представлены в полной мере и носят разрозненный характер. Нет программы, которая охватывала бы весь спектр работ, социокультурной направленности, не учтены индивидуальные потребности и особенности граждан пожилого возраста и инвалидов. Нуждаемость в мероприятиях социокультурного характера для граждан пожилого возраста и инвалидов, постоянно проживающих в стационарных отделениях социального обслуживания, чрезвычайно велика. По результатам проведенной диагностики за I полугодие 2023 выявлены наиболее востребованные виды социальных услуг, что явилось основным критерием написания программы социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов. Это не просто включение индивида в досуговое окружение, но и формирование у него мотивации, направленной на желание участвовать в различных формах досуговой деятельности. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-трудовые мероприятия и услуги. Направления программы: оказание социально-психологических услуг, оказание социально-педагогических услуг, организация досуга, организация социально-трудовых услуг. При работе с инвалидами используется адресный подход к трудовой деятельности с учетом их реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза. Программа обучения рассчитана на 12 месяцев. Занятия проводятся ежедневно длительность занятия 45 минут. |
|
3.4. |
Информация о публикациях о практике в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ссылка на публикацию) |
https://vk.com/kcsons?w=wall-103367594_2597 https://vk.com/kcsons?w=wall-103367594_2584 https://vk.com/kcsons?w=wall-103367594_2583 https://vk.com/kcsons?z=photo-103367594_457243060%2Fwall-103367594_2543 https://vk.com/kcsons?z=photo-103367594_457242967%2Fwall-103367594_2416 https://vk.com/kcsons?z=photo-103367594_457242968%2Fwall-103367594_2416 https://vk.com/kcsons?z=photo-103367594_457242867%2Fwall-103367594_2338 |
|
IV. Сведения о внедрении практики |
|||
4.1. |
Дата начала внедрения практики |
Приказ «Об утверждении программы «В движении» № 671 от 26.12.2022 года |
|
4.2. |
Основные этапы внедрения практики |
1. Организационный (1 месяц) ¾ подготовка организационных условий для реализации программы. Виды деятельности: ¾ сбор необходимой информации: изучение методической литературы, интернет — ресурсов; ¾ изучение нормативно-правовой базы в области социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, в т.ч. программы индивидуальной реабилитации и абилитации (ИПРА); ¾ формирование основного содержания и структурных компонентов программы; ¾ обеспечение условий реализации программы; ¾ создание и подготовка необходимой материальной базы; ¾ сотрудничество с социальными партнерами по реализации программы (заключение соглашений); ¾ изучение современных социальных технологий и технологий ручного труда, функциональной и общеукрепляющей трудотерапии; ¾ определение стратегии и тактики деятельности; ¾ назначение координатора программы 2. Диагностический (1 месяц) ¾ выявление интересов, потребностей и предпочтений граждан пожилого возраста и инвалидов в досуговых и трудовых видах деятельности; ¾ определение уровня сформированности навыков и умений, направленных на выполнение практических действий ручного труда, которые впоследствии будут использованы в повседневной жизни; ¾ проведение мониторинга оценки динамики психоэмоционального состояния граждан пожилого возраста с помощью опросника САН; ¾ анкетирование получателей социальных услуг «Потребность в досуговой деятельности». 3. Практический этап (10 месяцев) ¾ реализация плана мероприятий программы в т.ч. проведение выставок изделий ручного труда, участие в конкурсах, концертах, участие в волонтерской деятельности. 4. Аналитический этап (1 месяц) ¾ подведение итогов реализации программы; ¾ соотношение результатов реализации программы с поставленной целью и задачами: -анализ проведённой деятельности по программе, результаты; -подготовка отчётной документации; — обобщение опыта работы; ¾ выявление проблемных зон в реализации программы; ¾ распространение положительного опыта работы в СМИ. |
|
4.3. |
Число лиц, задействованных во внедрении практики |
-Заместитель директора, Архипов А.В.; -Заведующий отделением, Колесникова Н.В.; -Специалист по социальной реабилитации, Ткаченко Е.В.; -Инструктор по труду, Эспэ Н.А.; -Культорганизатор, Перевозчикова Л.П., — Психолог, Чеснокова Л.Н. |
|
4.4. |
Участие общественных организаций, иных лиц, в том числе волонтеров, во внедрении практики |
1.Православный Гуманитарный центр «Твори Добро» при Православном приходе храма в честь иконы Божьей Матери «Знамение» — руководитель председатель Отдела социального служения и благотворительности Ханты-Мансийской епархии иерей Леонид Бартков; 2.Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа д. Шапша»; 3.Муниципальное казенное учреждение культуры «Сельский дом культуры и досуга» сельского поселения Шапша; 4.Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» д. Шапша; 5.Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Природный парк «Самаровский чугас»; 6.Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Государственная библиотека Югры»; 7.Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре; 8.Автономное учреждение профессионального образования «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»; 9.Муниципальное автономное учреждение Дом культуры «Октябрь» ансамбль «Покрова»; 10.Волонтерское объединение «Серебряный возраст» учреждения; 11.Волонтерские объединения и организации д. Шапша. |
|
4.5. |
Краткое описание результатов внедрения практики |
-Подготовлен пакет диагностического инструментария определения уровня психического и физического состояния реабилитантов с целью определения прогноза и объема предоставления социальных услуг; -Охват диагностическими мероприятиями участников программы – 100%; -Улучшилось самочувствие и психоэмоциональное состояние не менее чем у 80% участников программы; -Повысилась социальная активность у граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в отделении –интернате малой вместимости (не менее чем у 80% участников программы). |
|
4.6. |
Описание влияния внедрения практики на повышение уровня жизни получателей социальных услуг |
Желание на постоянной основе заниматься трудовой, социокультурной, волонтерской деятельностью, свидетельствует об активной жизненной позиции получателей социальных услуг, проживающих в отделении-интернате малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов. Кроме того, участники программы получают моральное удовлетворение от видимых результатов своего труда. Такой подход положительно влияет на развитие и поддержание навыков социальной активности. Благодаря которым, улучшается самочувствие и психоэмоциональное состояние, что целенаправленно приводит к продлению активного долголетия и улучшению качества жизни, основной цели программы. | |
4.7. |
Оценка возможности тиражирования практики |
Практическая значимость программы заключается в возможности использования в повседневной работе в отделениях и учреждениях стационарного типа. Опыт работы успешно распространяется и тиражируется посредством публикаций в СМИ, социальных сетях, на официальном сайте учреждения. |
|